Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прокомментировал интервью Папы Римского Франциска итальянскому изданию Corriere della Sera. Пресс-служба подтвердила, что патриарх рассказывал о расширении НАТО, которое «Россия никак не могла и не может допустить».
Папа Римский в интервью вспомнил о разговоре с патриархом, который состоялся 16 марта.
«Я разговаривал с Кириллом 40 минут по Zoom. Первые 20 минут он читал с листа, который держал в руках, причины, оправдывающие российское вторжение [в Украину]. Я послушал и ответил: я в этом ничего не понимаю. Брат, мы не государственные священнослужители, мы не можем использовать язык политики, только язык Иисуса», – сказал Папа Римский газете.
В пресс-службе РПЦ выразили сожаление о том, что Папа Римский «избрал некорректную тональность для передачи содержания этого разговора». При этом в РПЦ подтвердили, что патриарх говорил о расширении НАТО.
«Сложилась опаснейшая ситуация: границы НАТО проходят в 130 километрах от Санкт-Петербурга, подлетное время ракет составляет всего несколько минут. В случае, если в НАТО была бы принята Украина, то и подлетное время до Москвы также составило бы несколько минут. Россия никак не могла и не может этого допустить», – приводит РПЦ слова патриарха.
Это сообщение отдел внешних церковных связей Московского Патриархата выпустил после того, как AFP сообщило, что ЕС планирует включить патриарха в новый санкционный список. https://zona.media/news/2022/05/04/patriarx
Вообще, вооружённый конфликт между Россией и Украиной это полный провал православной идеи как таковой.
Вечером 3 апреля патриарх Кирилл взял в своей домовой церкви в Чистом переулке икону Божией Матери «Умиление», поместил ее в большой мерседес класса люкс и в сопровождении девяти автомобилей охраны с мигалками отправился объезжать Москву по МКАДу. Зрителям православных телеканалов «Спас» и «Союз» в течение двух часов показывали в прямом эфире внешний вид этого мерседеса, призывая молиться вместе с патриархом.Еще неделю назад патриарх категорически отвергал право властей ограничивать посещение храмов во время фактического карантина. Патриархия заявляла, что такое ограничение возможно лишь в том случае, если перестанет ходить общественный транспорт и закроются магазины. Храмы предлагалось приравнять к «структурам жизнеобеспечения». 27 марта по прямому распоряжению Кирилла правовое управление патриархии назвало антиконституционным распоряжение губернатора Петербурга о прекращении свободного доступа в храмы.
Но уже 29 марта патриарх развернулся на 180 градусов и призвал свою паству «уйти в пустыню» своих жилищ,
последовав примеру древней подвижницы Марии Египетской, и перестать посещать храмы. Он намекнул, что делает это против своей воли, потому что «51 год я проповедовал обратное». 3 апреля Кирилл закрепил призыв в особом послании епископату, духовенству, монашествующим и мирянам епархий на территории РФ. https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/04/84707-test-dlya-patriarha
В Сети появилась карточка из личного дела гражданина Александра Ивановича Кудряшова 1939 года рождения в архиве ( https://kgb.arhivi.lv/ ) КГБ Латвийской ССР. Данные полностью соответствуют биографии ныне здравствующего митрополита Рижского и всея Латвии Александра. Из карточки следует, что он был завербован в 1982 году и получил оперативный псевдоним "Читатель".
Патриарха Варфоломея в РПЦ не любят. Во-первых, часть своего образования он получил в католическом университете в Риме, что неприемлемо для многих русских церковных консерваторов. Во-вторых, Варфоломей в последние 15 лет все активнее заявляет о себе как о лидере мирового православия.
В 2016 году он собрал на Крите Всеправославный собор. Там впервые за десятилетия представители поместных православных церквей приняли общие документы – о браке, отношении к неправославным конфессиям, правах человека. Патриарх Кирилл сперва согласился участвовать, но незадолго до начала отказался. Официальные причины – административные проблемы и несогласие с проектами соборных документов. Неофициальные (в изложении критиков московской патриархии) – нежелание заседать под председательством патриарха Варфоломея и опасения, что придется обсуждать с ним украинскую тему.
По слухам, константинопольский патриарх тогда очень обиделся на предстоятеля РПЦ, а тот, в свою очередь, на то, что собор не отложили, а провели без участия московских делегатов и их союзников – представителей Грузинской, Антиохийской, Сербской и Болгарской церквей. В церковном мире конфликты часто длятся не то что десятилетиями – веками. Но теперь патриарх Кирилл сам приехал к патриарху Варфоломею, отбросив личное. Это может значить лишь одно: украинский вопрос стоит настолько остро, что прошлые конфликты уже неважны.
Появление автокефальной церкви в Украине (к которой примкнет часть верующих и клириков нынешней Украинской православной церкви Московского патриархата – УПЦ МП, где тоже есть сторонники отделения от Москвы) станет серьезнейшим ударом по престижу РПЦ и лично патриарха Кирилла. Потеря Украины сделает его уязвимым и в глазах Кремля, где к предстоятелю РПЦ сложное отношение. Для патриарха Варфоломея, наоборот, дать Украине автокефалию – значит оставить след в истории, утвердить духовное и каноническое первенство Константинополя в мировом православии и надолго поставить заслон притязаниям Москвы.
Есть у константинопольского первосвященника и еще одна причина помочь создать поместную украинскую церковь. Официальные спикеры РПЦ, включая патриарха, с 2014 года особенно часто и напористо говорят о русских, украинцах и белорусах как о "едином народе", демонстративно игнорируют российскую интервенцию на востоке Украины и в Крыму и пытаются представить происходящее в "братской" стране исключительно как гражданскую войну, разжигаемую националистами и "внешними силами". Это невероятно раздражает миллионы украинцев и ведет к оттоку людей из "промосковской" УПЦ в Украинскую греко-католическую церковь, подчиняющуюся папе римскому. И это при том, что греко-католики (униаты) живут преимущественно на западе Украины.
Бывшие прихожане УПЦ не хотят иметь ничего общего с Москвой, но при этом не хотят и переходить в никем не признанные церковные юрисдикции типа Киевского патриархата. Для Вселенского же патриарха переход православных в католичество – дополнительный аргумент в пользу автокефалии. http://tinyurl.com/y7ud9y4b
Патриарх Кирилл (в миру Владимир Гундяев) вчера прилетел в Сочи, чтобы "совершить молебен для сборных". Внимание The Insider привлекло не столкьо само мероприятие, сколько то, что Владимир Гундяев прилетел на частном самолете, и это опять новый борт. Патриарх считает ниже своего достоинства летать на рейсовых самолетах и во всех своих поездках пользуется услугами бизнес-авиации. The Insider исследовал все разнообразие бортов Владимира Гундяева и примерно оценил стоимость услуг по их фрахтованию. https://theins.ru/obshestvo/293
Великий юбилей Реформации проходит в России незаметно, хотя российский протестантизм имеет многовековую историю и заслуживает праздника. Беда в том, что 500-летие выступления Лютера пришлось на 2017 год – эпоху, когда официальной идеологией РФ является изоляционизм "особого пути". Отвергая "пресловутые западные ценности", эта идеология отбрасывает и свободу исповедания, и распространения веры, которая объявлена "делом государственным". Протестантские общины провозглашаются "сектами" и сворачивают свою деятельность, чтобы "не провоцировать" власть и РПЦ МП.
Однако сползание России в средневековье под лозунгом особого демодернизационного пути создает идеальные условия для осознания смысла Реформации. Протест против косности официальной церковной структуры, ее срастания с земной властью и земными богатствами лежал в основе проповеди Лютера. Пребывающая в глубоком застое политическая система России с ее благословляющей преступления власти государственно-православной церковью стоит на пороге протеста – того самого, который 500 лет назад положил конец европейскому Средневековью и родил современную демократическую цивилизацию Запада. И в этом контексте юбилей Реформации, пожалуй, актуален для России больше, чем для какой-либо другой страны христианского мира. https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/10/29/74371-pobedit-v-etoy-strane-mozhet-tolko-bednaya-tserkov
Проверку в отношении Ночевнова инициировал Центр по противодействию экстремизму, но дело было возбуждено лишь после того, как в Следственный комитет обратился настоятель мужского монастыря Крестовая пустынь игумен Лев (Грызун), который позже стал свидетелем. Игумен утверждал, что посты инженера оскорбляют его, хотя к этому времени страница "Витька Власова" была давно удалена. Позже, по словам Ночевнова, игумен признавался, что не зарегистрирован "ВКонтакте", а записи ему "показали".
Другой ключевой свидетель – настоятель сочинского Князь-Владимирского храма протоиерей Андрей (Дубровский), сказал, что если подобными публикациями делится христианин, то он душевнобольной, а если атеист, то это кощунство и оскорбление чувств верующих. Священника возмутило, что авторы картинок сравнили муки Иисуса на кресте с "экстазом эстрадного исполнителя"; если бы эти изображения "попали в широкие массы верующих", предупреждал отец Андрей, то "последствия могли бы быть трудно предсказуемыми, широко резонансными и могли бы привести к волнениям и негативным последствиям среди верующих". Он же догадался сопоставить даты репостов с православным церковным календарем. https://zona.media/article/2017/10/04/nochevnov
Путин оказался в классической ловушке начинающего идеолога. Провозгласив идеологию, он создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, но набор идей связан с лицом опосредованно, и Поклонская может воплощать этот набор не хуже его самого. В прежней, неидеологической России лояльность принадлежала только ему. В новой – еще и набору идей, имеющему независимое существование.
В точке кристаллизации идеологии постепенно возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров, который можно условно назвать союзом ряс и погон. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром. Так, за запрет "Матильды" вдруг начинают высказываться местные руководители, силовики, директора, тем более что снизу им кажется – такая громкая кампания вряд ли идет без одобрения с самого верха. В результате уже после заявления министра Мединского против Поклонской и в поддержку проката "Матильды" несколько прокатчиков Камчатки приняли решение не включать фильм в репертуар, уточнив, что это их "гражданская позиция", а местное министерство культуры разместило их манифест на своем сайте: двойная лояльность, верный идеалам средний уровень спорит с представителями более высокого, делая удобный выбор на ярмарке авторитетов.
Удивительно, как долго Кремлем не прочитан содержащийся в кампании против "Матильды" личный упрек. В той же среде, где уверены, что у настоящего святого русского царя не может быть романов, возникают вопросы к нынешнему. В неофициальной, но, по его собственным словам, удачной ("все в порядке") личной жизни президента именно в силу ее неофициальности и таинственности романтическое и романическое начало преобладает над суровым иконографическим: императора времен Матильды тут никак не меньше, чем императора времен венценосной семьи. Сообщая, что у великого и святого русского царя не может быть романа, активисты задают жесткую систему координат для любого правителя России, не исключая нынешнего.
Сторонники свободной России давно мечтали, чтобы церковь заговорила независимым от государства голосом, а парламентарии вновь не боялись министров. Это происходит, но разговор идет явно на чужом для них, пугающем языке. http://carnegie.ru/commentary/73097