Поздней ночью президент Путин дал интервью редакторам «Файнэншл таймс», где заявил о несостоятельности либерализма. Либерализм устарел, время его прошло, диктатура либерализма рухнула.
Почему эти заявления Владимир Владимирович сделал ночью? По милосердию своему. Он хотел, чтобы либералы провели эту свою последнюю ночь спокойно. Мы же, патриоты, ночью – совы, а утром – соловьи.
Либерализм – страшное для русских людей слово. Десятилетиями Россия, как рыба, плавала в серной кислоте либерализма. Горбачёвский либерализм привёл к гибели великого красного царства. Либерализм рассёк территории и перессорил народы. Либерализм разгромил великую советскую индустрию, уничтожив тысячи изумительных технологий. Либерализм испепелил великую армию и оставил от советского флота обломки кораблей. Либерализм отверг великие ценности, которые питали Россию во всю её историю, и заставил русских поклоняться "золотому тельцу". Либерализм ввёл в моральный кодекс человечества гомосексуализм, людоедство, суицид, ненасытное потребление, ядовитую иронию и нигилизм.
Либерализм установил господство либерально мыслящего меньшинства над всем остальным народом, создав узкий класс миллиардеров, помышляющих о своём бессмертии, и миллионы обездоленных, страдающих людей, обречённых на унылую жизнь и скорую смерть.
Теперь президент Путин отказывается от религии либерализма, и нам предстоит понять, что придёт на смену этому идолопоклонству. Мы откажемся от либеральной экономики, которая остановила развитие России, привела её к постоянному кризису и сделала сателлитом транснациональных монополий. Эту экономику сменит плановая, рациональная, основанная на цифровом регулировании. Искусственный интеллект станет управлять отраслями и производствами. Либерализм уйдёт из внешней политики, которая оставила руины от Советского Союза, пепелища Ирака и Ливии, бомбовые воронки в Сирии.
Россия, избежав страшных искушений Запада, будет укреплять свой суверенитет, будет отстаивать свои национальные интересы, основанные на ядерных ракетах, молитвенных песнопениях, обожании всего человечества.
Русская мечта не станет частью американской мечты, а вознесётся своими белоснежными сияющими храмами над поднебесными кручами русской истории. Движущей силой народа станет не безумный эгоизм отдельно взятой аморальной личности, не свирепое стяжательство, не поклонение чудовищному божеству, во имя которого совершаются злодеяния, насилие, разворовывание несметных богатств России. Труд вновь вернётся в сердцевину человеческих отношений. Государство вновь обретёт своё русское мистическое значение, сохранившее русский народ среди бессчётных войн и напастей.
Консервативные ценности, которые мы сберегли от расхищений либерализма, являются драгоценным ресурсом, используя который, русские люди сложили государство из одиннадцати часовых поясов. Оно строилось военной силой, хозяйственными трудами, переселениями. Но оно строилось также с использованием великих духовных представлений, которые вдохновляли народ не в меньшей степени, чем суворовские возгласы, посылающие солдат на штурм Измаила, не меньше, чем указы и уложения царей, строивших дороги до Тихого океана, спускающих корабли то в Чёрное, то в Белое моря. Эти духовные постулаты сделали Россию неповторимым содружеством народов, языков и верований, где каждый народ является государствообразующим, столпом, поддерживающим звёздное небо государства Российского.
Русская Мечта, русское чудо, пасхальный смысл русской истории, философия русского мира, религия русской Победы, святость русского оружий, русская история как эхо Херсонеса – эти и другие сокровенные представления лежат в глубинных основах нашего сознания, обеспечивали в прошлом, сохранили в настоящем, повлекут в будущее нашу российскую суверенность и мощь.
«Но тихо в мире, тихо так,
Что внятен осторожный шаг
Ночного зверя и полёт
Совы, кочевницы высот»
Нас ждёт утренняя свежесть русского возрождения – утренний кошмар проснувшегося либерала.
Ну что? Пошутили, и хватит.
Подал сегодня в Следственный комитет заявление о преступлении против организованной группы лиц по статье 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов). Требую возбудить уголовное дело.
Предыстория – вкратце.
На старте избирательной кампании в мой штаб явились двое молодых спортсменов: Грименицкий и Цван.
"Мы очень вас поддерживаем, Илья Валерьевич, – говорят. – Хотим быть этими, как его… волонтерами. Подписи собирать!" Вели себя юноши странно, но мы все же решили проверить их в деле. Выдали пару подписных листов на каждого, провели тренинг и отправили собирать автографы избирателей.
Через несколько дней спортсмены вернулись и вручили координатору штаба аккуратно заполненные подписные листы. Проверка не заняла много времени: выяснилось, что указанные паспорта граждан недействительны, а подписи подделаны.
Когда молодым людям объяснили, что их действия подпадают под статью 142 УК РФ, довольная улыбка на их лицах сменилась кислой гримасой. Они вышли на улицу, кому-то позвонили, после чего вернулись в штаб и начали требовать вернуть им подписные листы. Парни, очевидно, смекнули, что именно подписные листы – главная улика против них в будущем уголовном деле. Ведь фейковые подписи они заверили собственноручно, в соответствии с законом – а значит, несут ответственность за свои действия.
Разумеется, мы ничего им не вернули. Подписные листы я передал следователю в качестве приложения к заявлению.
Почему мне кажется важным привлечь к этому внимание?
Мы видим, что в штабы практически всех независимых кандидатов сейчас пытаются засылать таких вот спортсменов, которые сдают фальшивые подписи. Это делается для того, чтобы избиркомы получили легальную возможность снимать с выборов политиков, неугодных "Единой России".
Но каждый гоблин, который соглашается на такую работу, должен понимать: реакция с нашей стороны будет жесткой. Это не шуточки, а самый настоящий криминал. Поэтому я вас, уродов, буду сажать.
Понимаю, что ваши кураторы обещали решить все проблемы с правоохранительными органами – и вы наверняка в это верите. Только вот это может быть заблуждением.
Вы для этих кураторов расходный материал. И в случае чего вас первыми же сдадут.
Тот специфический политический режим, который функционирует сегодня в ареале обитания западно-европейской цивилизации, можно определить как "постдемократию". Она органично вписывается в эклектичную культуру "постмодерна" и хорошо сочетается с "постиндустриальной" экономикой. Впрочем, тот режим, который установился сегодня в России, с не меньшими основаниями можно назвать "посттоталитарным". И там, и там можно с легкостью обнаружить элементы декаданса, агонию старого, алгоритмы распада. Гораздо труднее разглядеть в них будущее.
О дисфункциональности западной демократии много пишут русские ультра-консерваторы. На "диктатуру меньшинств" как на угрозу, в частности, обращает внимание Валерий Зорькин. По сути, это правильное наблюдение, но к нему мало кто прислушивается. Отчасти в этом виноваты сами ультра-консерваторы, поскольку, перефразируя Козьму Пруткова, их правота одностороння как флюс. Они видят каждую соринку в глазу западной демократии, но не замечают бревна в собственном державном оке. Односторонняя критика неэффективна, потому что не вызывает доверия – даже тогда, когда не лишена здравого смысла.
Не лучше выглядит и "ответка" со стороны "либеральных фундаменталистов". Они воспевают былые заслуги западной демократии, не обращая внимания на ее сегодняшнюю дисфункциональность. Неудивительно поэтому, что "раздраженное большинство" ищет выход из положения не в русле либеральной традиции, а в новом авторитарном вождизме и в популизме, сильно смахивающим на "фашизм лайт". Сахаровская идея "конвергенции систем" оказывается издевательски вывернута наизнанку: Россия Путина и Америка Трампа, Британия Фараджа, Италия Сальвини, Франция Ле Пен (далее по списку) действительно имеют между собой нечто родственное.
Нужно ли России учиться у Европы? И да, и нет. Важен европейский опыт, в том числе и отрицательный, необходимы знания и отточенное тысячелетиями умение рационально мыслить (в чем в России всегда ощущался дефицит). Но слепо копировать сегодняшнюю модель западной демократии глупо и даже вредно. Это не решит стоящие перед Россией проблемы.
По его словам, еще до состоявшегося 8 июня заседания суда об избрании меры пресечения он и главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов встретились с заместителями мэра Москвы Сергея Собянина Натальей Сергуниной и Александром Горбенко. На встрече присутствовал начальник ГУ МВД по Москве Олег Баранов. "Мы долго задавали вопросы, и после этого сторонам стало понятно, что аргументы обвинения страшно шаткие", – рассказал Муратов. По его словам, именно на этой встрече "родилась идея" о необходимости освободить Голунова хотя бы под домашний арест. Адвокаты подали соответствующее ходатайство, и суд, приняв аргументы, вынес правильное решение: "Ивана, с его состоянием здоровья и с учетом ситуации, не поместили под стражу".
Следующее обсуждение, по словам Муратова, произошло уже в понедельник. Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова рассказала в подробностях о сложившейся ситуации президенту Владимиру Путину. "Политическое руководство страны приняло правильное решение", – сказал Муратов. По его словам, фактически решение было принято еще накануне. Ждали только результатов экспертизы ДНК, чтобы на законных основаниях освободить Голунова. Результаты были обнародованы днем 11 июня – следов Голунова на обнаруженных в его квартире наркотиках не оказалось. По мнению Муратова, положительное влияние на ситуацию оказало письмо с требованием освободить журналиста и готовность тысяч людей выйти на марш в его поддержку 12 июня.
После мусорных бунтов, которые прошли в Подмосковье в 2018 году, здесь были закрыты несколько свалок и полигонов – и Москве стало некуда девать мусор. Уже начато строительство полигона "Шиес" в Архангельской области, но этим дело не ограничится. Как выяснила "Медуза", мусор из Москвы хотят свозить в Калужскую область, в другие районы Архангельской области и еще несколько регионов европейской части России. В Москве для упаковки этого мусора строят три перегрузочных комплекса, один из них – внутри Третьего транспортного кольца, недалеко от метро "Волгоградский проспект". Спецкор "Медузы" Иван Голунов рассказывает о планах мэрии Москвы по вывозу мусора в другие регионы России. https://meduza.io/feature/2018/11/01/moskve-nado-izbavitsya-ot-shesti-millionov-tonn-musora-v-kakie-regiony-ego-budut-svozit-i-kto-etim-zaymetsya
Я, как, наверное, многие в моем поколении, помню ту смесь разочарования, недоверия и изумления, с которой в начале 1990-х, после падения железного занавеса, мы, постсоветские школьники, узнавали, как и чему учатся наши сверстники в западных школах. Часто это были истории, рассказываемые с гротескным преувеличением, в духе задорновского "ну американцы, ну тупые!" – но факт оставался фактом: пока "мы" ловко решали квадратные уравнения, "они" еле-еле складывали дроби; пока "мы" выучивали столицы всех стран и даты всех сражений, "они" не могли на контурной карте отличить Италию от Испании (да что там! у "них", о ужас, вообще не было контурных карт!). "Они" занимались, с "нашей" точки зрения, очень странными вещами: в начальной школе вместо конкретных знаний типа таблицы умножения "им" преподавали штуки типа "не надо разговаривать с незнакомцами на улице", а в средней, пока "мы" разбирались с валентностью, Бойлем-Мариоттом и начинали программировать на Паскале, у "них" были какие-то школьные дебаты, лекции о том, как работают общественные организации, парламентаризм и политика – и какие-то совсем уж непонятные "проектные недели". "Мы" выигрывали, легко и непринужденно, все школьные олимпиады. Но почему-то "они" получали все Нобелевские премии.
Теперь, конечно, я понимаю, что не было бы никакой трагедии, если бы решать системы линейных уравнений я научился не в восьмом классе, а позже, в университете, уже определившись с математической специализацией (все равно на первом курсе студентам-математикам преподают линейную алгебру с самого начала, уже не как набор приемов для заучивания, а как аксиоматическую теорию!) – зато в восьмом классе у меня был бы школьный турнир дебатов. О глобальном потеплении или о прививках. Теперь, конечно, мы жалеем, что очень многих наших соотечественников в школе просто не научили тому, как функционируют общественные институты, зачем нужны политики и политические партии, – и потому часто приходится торить дорогу по целине там, где в Европе накатанная лыжня. Теперь мы много думаем, как сделать так, чтобы в прекрасной России будущего убить всех зайцев сразу: чтобы система образования позволяла молодым людям и знания получать, и к жизни в современном мире и обществе подготовиться.
Так вот, вся история про фейк ньюз – сюда же. Современное общество – информационное, постиндустриальное. Информация – главная ценность. Умение работать с ней – главная компетентность. Инструментов для работы с информацией – великое множество. Общество, которое научит своих школьников тому, как проверять источники, и тому, как работает институт репутации ученых и экспертов, – победит фейк ньюз много быстрее, чем общество, которое будет упорно портить интернет штрафами и цензурными фильтрами.