root.elima.ru
Мертвечина
Дневник › Борьба с фейк ньюз, и что с ней не так
Борьба с фейк ньюз, и что с ней не так

Леонид Волков
06.06.19
15:26:22
Я, как, наверное, многие в моем поколении, помню ту смесь разочарования, недоверия и изумления, с которой в начале 1990-х, после падения железного занавеса, мы, постсоветские школьники, узнавали, как и чему учатся наши сверстники в западных школах. Часто это были истории, рассказываемые с гротескным преувеличением, в духе задорновского "ну американцы, ну тупые!" – но факт оставался фактом: пока "мы" ловко решали квадратные уравнения, "они" еле-еле складывали дроби; пока "мы" выучивали столицы всех стран и даты всех сражений, "они" не могли на контурной карте отличить Италию от Испании (да что там! у "них", о ужас, вообще не было контурных карт!). "Они" занимались, с "нашей" точки зрения, очень странными вещами: в начальной школе вместо конкретных знаний типа таблицы умножения "им" преподавали штуки типа "не надо разговаривать с незнакомцами на улице", а в средней, пока "мы" разбирались с валентностью, Бойлем-Мариоттом и начинали программировать на Паскале, у "них" были какие-то школьные дебаты, лекции о том, как работают общественные организации, парламентаризм и политика – и какие-то совсем уж непонятные "проектные недели". "Мы" выигрывали, легко и непринужденно, все школьные олимпиады. Но почему-то "они" получали все Нобелевские премии.

Теперь, конечно, я понимаю, что не было бы никакой трагедии, если бы решать системы линейных уравнений я научился не в восьмом классе, а позже, в университете, уже определившись с математической специализацией (все равно на первом курсе студентам-математикам преподают линейную алгебру с самого начала, уже не как набор приемов для заучивания, а как аксиоматическую теорию!) – зато в восьмом классе у меня был бы школьный турнир дебатов. О глобальном потеплении или о прививках. Теперь, конечно, мы жалеем, что очень многих наших соотечественников в школе просто не научили тому, как функционируют общественные институты, зачем нужны политики и политические партии, – и потому часто приходится торить дорогу по целине там, где в Европе накатанная лыжня. Теперь мы много думаем, как сделать так, чтобы в прекрасной России будущего убить всех зайцев сразу: чтобы система образования позволяла молодым людям и знания получать, и к жизни в современном мире и обществе подготовиться.

Так вот, вся история про фейк ньюз – сюда же. Современное общество – информационное, постиндустриальное. Информация – главная ценность. Умение работать с ней – главная компетентность. Инструментов для работы с информацией – великое множество. Общество, которое научит своих школьников тому, как проверять источники, и тому, как работает институт репутации ученых и экспертов, – победит фейк ньюз много быстрее, чем общество, которое будет упорно портить интернет штрафами и цензурными фильтрами.

https://meduza.io/feature/2019/06/06/borba-s-feyk-nyuz-i-chto-s-ney-ne-tak
   
‹‹‹ 2024
‹‹‹ Май
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
elima.ru internet IT javascript PHP root.elima.ru авария армия архитектура афоризм вещи видео Владимир Владимирщина война выборы ГБ государство грядущее демократия деньги дизайн документ досуг жизнь здоровье идеология импорт инициатива иностранное интервью искусство история Кавказ карикатура катастрофа кино коррупция красота криминал культура либерализм литература медицина модернизация мораль Москва МСУ музыка мысли насилие наука находка национализм образование общество оппозиция оружие ошибка персона погода подарок покупка полезное полемика политика полиция потеря поэзия права‍ человека право правосудие праздник природа проблема производство происшествие протест психология расследование революция реклама религия сарказм сатира свобода связь сервис скандал смерть СМИ социализм социология спорт ссылка стиль строительство тайны террор техника технологии торговля транспорт Украина философия фото Церковь цитата экономика экспертиза экстремизм энергетика юбилей юмор