Когда Китай впервые обратился к Украине на предмет изучения возможности приобретения второго недостроенного экземпляра "Мрии" в 2012 году, он тогда же обратился одновременно в Российское космическое агентство (Роскосмос) и напрямую в НПО "Молния" с предложением… продать ему весь комплект конструкторской документации на авиационно-космическую систему 9А-10485/МАКС. Насколько известно автору, НПО "Молния" переадресовало запрос в Роскосмос, который ничего на это не ответил. Однако контакты конструкторов НПО "Молния", единственной в России аэрокосмической фирмы, существуют уже давно. В 2004 г. во время поездки в Китай заместителем генерального директора "Молния" по науке Михаилом Осиным было подписано рамочное соглашение по проработке небольшой АКС на базе самолета-носителя Ан-124 "Руслан". Но "Руслан", будучи отличным грузовым самолетом, слишком слаб для авиационно-космической системы. В прошлом году группа ведущих специалистов "Молнии" вновь посетила Китай и циклом лекций в университете Синьхуа. Наши конструкторы, участвовавшие в создании "Бурана" и спроектировавшие систему 9А-10485, делились с китайцами только общеизвестными фактами и открытой информацией. Но по содержанию вопросов, задававшихся китайцами и касавшихся самых сложных и "деликатных" аспектов проектирования многоразовых космических систем, нашим специалистам было совершенно ясно – китайцы не просто "в теме", работы над крылатыми многоразовыми космическими системами в Китае уже идут.
Мы не ответили прямо на ключевой вопрос "Зачем китайцам Ан-225?", потому что сложно с абсолютной точностью предугадать их намерения о целях покупки второй "Мрии" со всей конструкторской документацией. Тем более что нам неизвестен текст уже подписанных договоренностей.
Однако нужно помнить, что Китай уже прошел стадию копирования чужих достижений техники и зачастую идет своей дорогой, обгоняя недавних лидеров. Поэтому очень интересно, что украинская сторона понимает под "комплектом чертежей" Ан-225, и как далеко может зайти их сотрудничество.
Ан-225 "Мрия" – самый большой и самый грузоподъемный самолет в мире, способный поднять немыслимые сегодня 300 тонн. Но перед самым развалом СССР на конструкторских кульманах прорисовывались черты поистине уникального самолета-гиганта на основе сдвоенной "Мрии" с грузоподъемностью 680 тонн! Этот монстр должен был запускать в космос громадный воздушно-космический самолет.
http://www.forbes.ru/mneniya/konkurentsiya/327465-zachem-kitayu-ukrainskaya-mechta?page=0,2