Министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан А. Вахабов в циркуляре от 24 августа озвучил решение об отмене преподавания политологии в ВУЗах страны.
Формальные поводы – темы предмета дублируются с другими науками, у политологии нет научной методологии, а учебная литература основана только на западных источниках, не содержит национального научного наследия и не освещает "узбекскую модель" развития.
Новость оставляет двоякие чувства.
С одной стороны тотчас же вспоминается, как Туркменбаши I запретил оперу, цирк и балет, а в самом Узбекистане на протяжении 1990-2000-х в приказном порядке вывозились на макулатуру богатые библиотечные фонды.
С другой – все понимают, что никакой политологией (ну или практически никакой) в Узбекистане и не пахло: вся она укладывалась в короткую формулу "Чего изволите?". Так что потеря невелика.
Средства анонимизации и шифрования были названы "необходимыми для того, чтобы человек был свободен в выражении своего мнения в цифровую эпоху". В документе отмечается, что хотя такие средства и могут использоваться злоумышленниками для совершения преступлений, тот же самый телефон можно использовать как для того, чтобы замыслить злодеяние, так и для сообщений в полицию.
Если принимать запреты на шифрование и анонимность в угоду тем, кто борется с маргинальным меньшинством – террористами и злоумышленниками, будут нарушены права гораздо большего числа людей. Журналисты, общественные организации, члены этнических и религиозных групп, активисты, студенты, художники и другие люди, которые могут подвергаться различным необоснованным преследованиям и гонениям, могут оказаться в крайне уязвимом положении. Да и обычные граждане вправе рассчитывать на то, что их данные в безопасности, а их письма не читает никто, кроме непосредственных адресатов. http://geektimes.ru/post/251202/
За последние несколько лет политической системой был накоплен значительный отрицательный политический капитал, ценность которого не стоит преуменьшать. Избыточные административные полномочия, вредные и трудноисполнимые законы, безумные "самосанкции", враждебные шаги на международной арене и даже политические заключенные – все это активы, которыми можно торговать как с внутренними аудиториями, так и с внешними контрагентами. В одной только законотворческой сфере действующий созыв Государственной думы понапринимал такого, что простой отменой этого правового массива можно облагодетельствовать граждан России и улучшить свою международную репутацию без всяких дополнительных расходов. Кажется, что воспользоваться этим запасом сможет только новая власть, не несущая моральную ответственность за принудительный ввод козы в хату. Однако полагающие так недооценивают идеологическую гибкость гибридного режима и ту перверсивную "свободу слова", которой одарила нас информационная эпоха. http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/08/26/606392-zima-blizko
По данным газеты, 25 августа состоялась встреча руководителя Роскомнадзора Александра Жарова с директором по общественной политике Facebook в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томасом Мирупом Кристенсеном. На ней Кристенсен заявил, что компания не считает нужным размещать данные российских пользователей на российских серверах.
По словам источников газеты, близким к Роскомнадзору, позиция Facebook объясняется тем, что перенос экономически невыгоден, а также тем, что компания не считает информацию из аккаунтов своих пользователей персональными данными. https://slon.ru/posts/55549
Это важно анализировать, так как все прошедшие годы хор государственников и леваков только и ставил бурно растущий Китай в пример как альтернативу западной либеральной демократии – видите, мол, как можно делать модернизацию под чутким контролем железной руки коммунистической партии, безо всяких там ваших демократических штучек-дрючек. У нас в России от консерваторов постоянно можно услышать – вот, можно было сделать "как в Китае", а не "разваливать все как Горбачев".
К сожалению для этих господ, горькая правда состоит в том, что весь китайский экономический скачок был построен исключительно на импорте самых примитивных институтов западного капитализма – частной собственности и свободных рыночных отношений. Более того, он был замешан на адской эксплуатации человека человеком – невообразимом демпинге по заработной плате, полном отсутствии социальных гарантий (все знают, что в Китае нет пенсионной системы, например), так что капиталистам-эксплуататорам из XIX века и не снилось. А также на хищнической эксплуатации природных ресурсов, приведшей к катастрофическим последствиям.
Все это очень похоже на советскую варварскую индустриализацию 1930-50х годов, с тем же использованием рабского труда и издевательством над природой. Коммунисты они такие коммунисты, ничего нового.
Однако принципиальный вопрос в том, что за более чем три десятка лет китайцы так и не смогли придумать, а чем в будущем заменить вот эту примитивную стратегию импорта самых простых рыночных институтов и беспощадной эксплуатации собственного населения и ресурсов. Так и не смогли. Из Китая за это время так и не произошли никакие технологические революции – все они как продолжали идти с Запада, так и идут. Причем ладно там, не будем про айфоны, Tesla и SpaceX – давайте про более приземленные вещи поговорим, скажем, про те же сланцевые нефть и газ. За последние 10 лет Америка кратно увеличила их добычу и приблизилась к полной энергетической независимости, там резко подешевели энергоресурсы, и многие промышленные предприятия, кстати, стали именно по этой причине перебазироваться из Китая обратно в США – потому что энергозатраты существенно меньше. http://gaidar.center/articles/china-sunset.htm
Сидят на дачах старенькие ВОХРы
И щурятся на солнце сквозь очки.
Послушаешь про них – так прямо волки,
А поглядишь, так ангелы почти.
Их добрые глаза – как два болотца -
Застенчиво мерцают из глазниц.
В них нет желанья с кем – нибудь бороться,
В них нет мечты – кого- нибудь казнить.
Они не мстят, не злятся, не стращают,
Не обещают взять нас в оборот, -
Они великодушны, нам прощают
Все камни в их увядший огород.
Да... Был грешок... Такое было время....
И Сталин виноват, чего уж там!
Да, многих жаль... И жаль того еврея,
Который оказался Мандельштам...
Послушать их – и сам начнешь стыдиться
За слов своих и мыслей прежний сор.
Нельзя во всех грехах винить статиста,
Коль был еще и главный режиссер.
... Но вдруг в глазу, сощуренном нестрого,
Слезящемся прозрачной милотой,
Сверкнет зрачок, опасный как острога.
Осмысленный. Жестокий. Молодой.
И в воздухе пахнет козлом и серой,
И загустеет магмою озон
И радуга над речкой станет серой,
Как серые шлагбаумы у зон.
Собьются в кучу женщины и дети.
Завоют псы. Осыплются сады
И жизнь на миг замрет на белом свете
От острого предчувствия беды.
По всей Руси – от Лены и до Волги -
Прокатятся подземные толчки...
Сидят на дачах старенькие ВОХРы
И щурятся на солнце сквозь очки...
Леонид Филатов, 1987.
— А этот новый язык ненависти – вы его изучаете? Ведь это ваша стихия.
— Уж чем-чем, а языком ненависти наша страна была всегда богата. Достаточно было проехаться в советском автобусе в час пик. Богатый материал! Здесь, собственно, не нужно особенной пристальности, у меня чуткое ухо. Но эта нынешняя, новоимперская, так сказать, официальная ненависть...в этом языке, при всей его ярости и вульгарности, есть нечто истеричное, некая слабость. То есть чувство такое, что люди понимают, что надо это сейчас проорать, потому что завтра, может быть, уже и орать будет нечем. И некому! Чувствуется некая агония во всем этом. Потому что, если это сравнивать с риторикой старых тоталитарных режимов, там это говорилось с большой уверенностью в завтрашнем дне. Массовый террор помогал. Они понимали, что пока есть железный занавес, будущее принадлежит им. И это чувствовалось в каждой строчке "Правды". А вот сейчас, когда телеведущий говорит, что "мы можем превратить Америку в ядерный пепел", я ему не верю. Да и сам он себе не верит. Просто "исполняет", как шулера говорят. В общем, мы живем в кррррайне интересное время! Уже давно не Гоголь, а – Хармс...
— Возможно ли какое-то покаяние, признание собственных ошибок, вины – как форма окончательного усыпления этого зомби, этого чудовища?
— Покаяние может быть лишь после потрясения. Это не микстура, которую можно дать. Я думаю, что добровольно здесь не будет покаяния. Чтобы покаяться, надо сначала сильно шмякнуться, набить шишку и, потирая ее, спросить себя: в чем же была моя ошибка? Для покаяния надо увидеть себя со стороны целиком и без прикрас.
— Не является ли это фундаментальной проблемой русского типа сознания – неумение абстрагироваться, неспособность посмотреть на себя со стороны? Может быть, это какая-то принципиальная неспособность, вот это существование только в одном измерении, в одной плоскости? Это как всю жизнь без зеркала.
— Слушайте, речь идет не о человеке, а о большой стране. Она может себя увидеть со стороны, осознать собственные грехи только после большой катастрофы. Когда все благополучно, кто будет каяться?