Основная ошибка социализма имеет антропологический характер, поскольку рассматривает отдельного человека, исключительно как элемент, как частицу общественного организма, так что благо индивида полностью подчинено функционированию социо-экономического механизма. Социализм утверждает, что добро человека можно осуществить игнорируя его свободную волю и личную ответственность за добро и зло. Таким образом, человек сводится к совокупности социальных отношений, и понятие личности как самостоятельного субъекта морального выбора – исчезает. Последствием этой ошибочной концепции человека, является деформация законов, которые определяют сферу свободы человека, а также лишают его права на частную собственность. Поскольку человек, лишённый всего, что мог бы «назвать своим», а также зарабатывания на жизнь благодаря своей предприимчивости, становится зависимым от общественной машины и от тех, кто её контролирует. Все это значительно затрудняет осмысление своего человеческого достоинства и закрывает дорогу для создания настоящего человеческого сообщества.
Папа римский Иоанн Павел II
В условиях ослабления ограничений, связанных с пандемией коронавируса и возможного назначения дня общероссийского голосования, тема поправок в Конституцию Российской Федерации вновь становится актуальной.
Центр законодательных инициатив партии «Яблоко» подготовил Экспертное заключение от 25.03.2020 №2 по поправкам к Конституции Российской Федерации.
Краткое изложение выводов.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон о поправке), а также Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З (далее – Заключение) противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку и содержание Закона о поправке (стр. 8-24 Заключения), и его форма (стр. 24-26 Заключения), и процедура его принятия (стр.2-8 Заключения), грубо нарушают положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
Содержание значительной части поправок противоречит главе 1 Конституции, несмотря на установленное частью 2 статьи 16 Конституции требование о том, что никакие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя, то есть положениям ее первой главы. Вопреки данному требованию в Конституцию вносятся следующие нормы:
1. О нераспространении на действующего Президента нормы о недопустимости пребывания в должности более двух сроков, что противоречит статье 1 Конституции, предусматривающей, что Российская Федерация – демократическое правовое государство, а также статье 6 Конституции, устанавливающей равенство прав граждан Российской Федерации.
2. О расширении полномочий Президента, автоматически влекущем ослабление всех ветвей государственной власти, такие как:
1) общее руководство со стороны Президента Правительством, подотчетность Председателя Правительства Президенту, обязательность для Председателя Правительства распоряжений, поручений Президента, полный контроль за назначением и прекращением полномочий всего состава Правительства со стороны Президента – лишает самостоятельности исполнительную власть;
2) исключительные полномочия Президента инициировать предварительный конституционный контроль в отношении проектов всех видов федеральных и региональных законов, в том числе принятых в установленном порядке, но еще не вступивших в силу, – тем самым осуществлять косвенное вето (запрет) на все неугодные Президенту законы как федерального, так и регионального уровня, а также право назначения части сенаторов, в том числе пожизненно, – дает возможность управления законодательной властью, что лишает ее самостоятельности;
3) исключительное полномочие по инициированию назначения и прекращения полномочий руководства высших судов (Конституционного Суда, Верховного Суда), судей высших судов, а также назначение самостоятельно руководства иных федеральных судов и федеральных судей; единоличное формирование прокурорского корпуса – делает управляемым независимое правосудие в нарушение части 1 статьи 120 Конституции.
Указанные выше новеллы грубо нарушают принципы разделения властей и самостоятельности органов государственной власти, являющиеся основами конституционного строя в соответствии со статьей 10 Конституции, а тем самым нарушают правовой и демократический характер российского государства, провозглашенный основой конституционного строя в статье 1 Конституции.
3. О запрете призывов к отчуждению в мирном порядке части территории Российской Федерации, об обеспечении защиты исторической правды, о запрете умаления значения подвига народа при защите Отечества, о создании государством условий для воспитания в детях патриотизма, что не совместимо с принципом идеологического многообразия, являющимся основой конституционного строя, установленной частью 2 статьи 13 Конституции;
4. О допустимости неисполнения решений межгосударственных органов, в том числе международных судов, если они в истолковании Конституционного Суда противоречат Конституции, либо противоречат основам публичного правопорядка Российской Федерации, что нарушает признание международных договоров частью российской правовой системы как основы конституционного строя, предусмотренной частью 4 статьи 15 Конституции, и право граждан России обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, установленное частью 4 статьи 46 Конституции;
5. О вхождении органов местного самоуправления в единую систему публичной власти, что нарушает принцип самостоятельности местного самоуправления и невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, что противоречит статье 12 Конституции.
Указанные поправки, внесенные в главы 3-8 Конституции, делают Основной закон страны противоречащим основам конституционного строя, конституционным принципам правового и демократического государства (статья 1 Конституции).
Форма Закона о поправке не соответствует Конституции по следующим основаниям:
1. Под видом одной поправки в нарушение статьи 136 Конституции в Конституцию внесены многочисленные и разнородные поправки, друг с другом не связанные, что предполагает принятие не одного, а нескольких законов о поправке (что особенно недопустимо с учетом того, что голосовать за эти разнородные поправки избирателям предлагается как за одну поправку – пакетом).
2. Законопроект не сопровожден пояснительной запиской, которая бы убедительно объясняла необходимость внесения и суть каждой из предлагаемых поправок и их взаимосвязь.
3. Суть ряда поправок не соответствует их расположению в тексте Конституции: по своей значимости часть поправок должна быть помещена не в главы 3-8, а в главу 1 Конституции в качестве основ конституционного строя (например, о создании единой системы публичной власти, о Государственном Совете как органе государственной власти, о преемственности в развитии Российского государства, о его правопреемстве по отношению к СССР, о необходимости соответствия МРОТ прожиточному минимуму и т.д.). Другая часть поправок должна быть внесена в главу 2 Конституции в качестве положений о правах человека и гражданина (о допустимости брака как союза только мужчины и женщины, об ограничении избирательных прав граждан и права на равный доступ к государственной службе, о защите достоинства граждан и т.д.).
Внесение данных поправок в Конституцию возможно лишь в порядке статьи 135 Конституции путем созыва Конституционного Собрания для подготовки проекта новой Конституции и путем всенародного голосования (референдума). При этом согласно пункту 3 статьи 135 Конституции при проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Указанное выше формальное противоречие влечет чрезвычайно опасные сущностные последствия: основы конституционного строя и права человека посредством включения в иные главы Конституции противоречащих им норм размываются и сводятся на нет незаметно, без открытого и честного обсуждения подмены.
Процедура принятия поправок к Конституции, предусмотренная Законом о поправке, противоречит статье 136 Конституции, регламентирующей процедуру внесения поправок, поскольку устанавливает стадии внесения поправок, не предусмотренные данной статьей, а именно заключение Конституционного Суда о конституционности поправок и проведение всероссийского голосования – института, вообще не известного российскому законодательству, и значительно уступающего в легитимности процедурам, предусмотренным для референдума (всенародного голосования). Явные нарушения процедуры опасны как приданием видимости народной поддержки нынешним антиконституционным действиям властей, так и созданием на будущее прецедента грубого нарушения Конституции в деятельности органов государственной власти.
Нарушение Конституции высшими органами власти грозит разрушением правовой системы в Российской Федерации. Поддержка Конституционным Судом антиконституционных действий власти дискредитировала конституционный контроль как таковой.
https://www.yabloko.ru/publikatsii/2020/05/15-0
Ситуация со снятием табличек и заявлениями о фальсификации «Катынского дела» грозит перерасти в серьезный международный скандал, особенно если подтвердится, что пресс-релиз действительно был разослан какими-либо официальными российскими структурами. Во-первых, в нынешнем году расстрелам польских военнопленных исполняется 80 лет, и эта дата не менее значима для Польши, чем 75-летие Победы для России. «Снятие мемориальных табличек с фасада здания Медицинского университета в Твери на первый взгляд кажется локальным событием. Но на самом деле его значимость куда шире: оно отражает важные тенденции, которые сегодня имеют место в России»,– заявил вчера "Ъ" посол Польши в Москве Влодзимеж Марчиняк. "Ъ" публикует его комментарий полностью:
– Я хотел бы обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, были сняты две доски – условно «польская» и «российская». Это важный факт. Он показывает, что хотя затронута и польская сторона, но на самом деле речь идет не столько о польско-российском взаимодействии, сколько об отношении к российской истории в целом. Это вопрос исторического самосознания, исторической памяти самих россиян.
Во-вторых, я бы хотел обратить внимание на специфическую роль прокуратуры в этом деле. Кажется, она в основном занимается опровержением доказательств, что преступление имело место. Но ведь обычно прокуратуры как раз расследуют такие события. Раз тысячи человек исчезли, то задачей прокуратуры является объяснение того, что случилось. А здесь прокуратура только проверяет документы, которые ей представят. Между тем мы помним, что расследование проводилось еще в 1990-е годы и свидетели давали показания. Это вопрос правопорядка и правоприменения в Российской Федерации.
В-третьих, я бы хотел обратить внимание на материал, который я прочитал в одном из местных, тверских СМИ. Там снятие мемориальных досок связывалось с Днем Победы. Не хочу комментировать, как в данном случае понимается Победа, если, чтобы ее отметить, надо бороться с исторической памятью. Но у меня складывается впечатление, что чем больше в России говорится об исторической памяти, тем отчетливее наблюдается стремление забывать исторические факты и погружаться в беспамятство. На мой взгляд, это очень печально. Потому что сфера исторической памяти, в том числе памяти о сталинских преступлениях, была важной сферой нашего взаимного сотрудничества, особенно в 1990-е годы. Когда и польская, и российская стороны сделали много важного для наших взаимоотношений.
https://www.kommersant.ru/doc/4340794