Стратегии...
Максим Юрьевич Соколов |
04.05.11
21:40:14 |
02.05.2011
Страна стратегов
Стратегия в ее изначальном смысле, то есть генеральное военное планирование, предполагает, во-первых, столкновение противоборствующих воль (мягко это можно назвать конкуренцией), во-вторых, то, что при прогнозе этого столкновения оцениваются не намерения и заверения, а возможности. Как наши собственные, так и – в еще большей степени – возможности противоборствующей стороны.
Но как раз в данном отношении все эти "Стратегии-20…" являют собой полный ноль, поскольку в них даже не проглядывается попыток понять, чем могут быть Германия-2025, Евросоюз-2025, США-2025, Китай-2025 etc. Это при том, что все не устают повторять (редкий пример единогласия), что современные экономика и политика глобальны и уровень связности чрезвычайно высок, нравится нам это или не нравится. При такой общепризнанной связности и при полной неопределенности среднесрочных перспектив крупнейших держав мира слагать "Стратегии-2025" для России есть занятие довольно парадоксальное. Все мы enfants de la patrie, и все мы желаем, чтобы Россия была богатой и здоровой, а не бедной и больной, но для практической реализации этого пожелания нужно хоть как-то представлять себе картину будущей конкуренции на мировых подмостках лет через пятнадцать. А ее не представляет себе никто.
Безусловно, нельзя сказать, что плановые наработки на будущее вообще не имеют смысла. Сочиненные где-нибудь в 1910 г. "Стратегии-1925" по большей части оказались годными лишь для макулатуры и архивов, но отдельные планы и проекты были вполне кстати даже и в послекатастрофном контексте, ибо жизнь как-то продолжалась. Конкретное планирование и проектирование – дело самое насущное, но только надобно понимать, что нам дано трудиться, но не дано завершать труды наши, а потому не надо надувать щеки, мня себя стратегами.