«Один местный грыз печку, до крови. Его сочли колдуном».
Антрополог — о том, почему рационализм никак не может побороть веру в колдовство
|
19.01.19 19:09:55
|
Представим, что мы живем в одной деревне, в которой 500 человек, между нами происходят конфликты, эти конфликты часто осмысляются в символических категориях: я поссорилась с Петей, потом со мной что-то случилось, значит, Петя и виноват. Я иду к какому-нибудь целителю, он говорит, что мне навредил человек, который живет рядом и у которого темные волосы (допустим, в деревне у всех темные волосы), и я сразу представляю, что вот точно этот Петя виноват. Конфликт осмысляется как магическое событие. Значит, этого Петю нужно наказать. Мы накажем его – и сразу всё станет хорошо.
То есть, с одной стороны, у веры в колдовство есть функция объяснить несчастье, с другой – исправить его: убрать Петю, нейтрализовать. А если несчастья снова будут происходить, значит, найдем еще кого-нибудь.