О голосовании без выбора
Борис Цейтлин |
18.03.18
22:42:34 |
Голосование без выборов можно рассматривать как ритуал, который подтверждает – но не является основанием! – иного типа господства: как правило, харизматического. Оно носит иррациональный характер, поскольку основано на возможности вождя добиваться исполнения приказов с помощью средств, основанных на вере в его сверхъестественные способности (т.е. средств диктаторских, не подлежащих рациональной критике).
Принимая участие в этом ритуале с целью подтверждения харизмы вождя – особенно, когда ритуал фреймирован как выборы! – люди вольно или невольно, осознанно или не осознанно приносят в жертву свое право строить отношения с властью на договорных (правовых) основах и вверяют свою судьбу в руки лидера.
Когда фактические основания для этой веры исчезают (а это, как правило, случается, поскольку диктатура может быть эффективна лишь до известной степени), тогда лидер встает перед выбором. Либо попытаться заново учредить демократические институты (то есть, пойти против своего – уже антидемократического! – аппарата). Либо поддерживать свою власть исключительно средствами террора.
Например, Адольф Гитлер был харизматическим лидером не потому, что германский народ, в целом, без особого сопротивления (уже было некому сопротивляться, но это детали) проголосовал за него на нескольких безальтернативных референдумах. А потому, что проводил ту политику, которая помогала 1) достичь некоторого уровня благосостояния народа, 2) поддерживать веру в то, что это заслуга исключительно фюрера и его сверхъестественных способностей.
Весной 1945-го, прячась от обстрелов в бункере в разрушенном Берлине (уместно вспомнить, что война против военных преступников велась тогда, главным образом, военными, а не экономическими средствами), Адольф Гитлер харизматическим лидером быть уже, очевидно, перестал, поскольку исчезли все основания верить, что он способен принести германскому народу счастье.
Что примечательно, власть в пределах остававшейся территории он при этом, в целом, сохранил. Она к тому времени была полностью нелегитимной и нелегальной, то есть была основана исключительно на средствах террора. Однако она у него была. А вот у германского народа никакой власти уже не было, а значит не было и каких-либо возможностей поправить свое плачевное положение. И это было последствием их выбора, осуществленного в форме безальтернативного голосования.
https://rufabula.com/author/boris-zeitlin/1713