К истории советской академической дисциплины «Основы научного коммунизма»
Михаил Немцев
|
09.02.18 23:26:13
|
Однако более опасным аппаратным противником для Суслова был поднимающийся Ильичёв. В декабре 1961 года на Всесоюзном совещании по вопросам идеологической работы Ильичёв "в достаточно угрожающем тоне" [12, c. 108] выступил против Суслова. В частности, он требовал массовой переподготовки преподавателей общественных наук, которых он назвал "догматиками"; эти преподаватели рассматривались как сторонники Суслова. Соответственно, по мнению Картера, введение нового курса стало частью наращивания идеологической нагрузки высшей школы. Таким образом формировалась группа "низовых" профессиональных идеологов, создававшая социальную базу консервативной политики Суслова. Хотя новая дисциплина и не была учреждена "росчерком пера политического лидера" [12, c. 129], как об этом пишет Картер, без решения высшего руководства она не могла бы появиться. Можно сказать, что активность М.А. Суслова стала достаточным условием, при котором остальные необходимые условия создали "Основы научного коммунизма". При этом он опирался на распространенное среди преподавателей и ученых понимание настоятельной необходимости развития научного исследования общества, т.е. на массовый запрос на социологию. Подразумевалась, разумеется, особая – "марксистско-ленинская" – социология, противопоставляемая позитивистской социологии Запада. Эта идеологически выверенная социология строилась дедуктивно. Все высказывания о социальной реальности представляли собой разъяснения и конкретизацию положений базовых "классических" текстов, а не вытекали из ее изучения. Уже к началу периода становления новой дисциплины формируется разделение на "конкретные", т.е. прикладные, социологические исследования и их теоретическое осмысление, функцию которого выполняла дисциплина "Исторический материализм"; "перехватить" эту роль и должен был научный коммунизм.
http://gefter.ru/archive/23984