Ресурсное проклятие: экономические проблемы России в свете опыта других нефтезависимых государств
Андрей Мовчан
|
19.05.17 22:14:28
|
Россия проводит крайне непоследовательную политику в отношении развития собственной экономики. Более детальный анализ показывает, что Россия достаточно эффективно и относительно полно имплементирует все меры, связанные с обеспечением рыночного характера экономических отношений (исключение составляет субсидирование внутреннего рынка энергии, ограничение тарифов в области ЖКХ и тарифов так называемых естественных монополий, которые повышают гибкость экономической среды и защищают страну от масштабных кризисов и быстрых катастрофических изменений экономики). С другой стороны, меры, направленные на повышение уровня конкурентоспособности экономики, ее диверсификации, вовлечение в экономические процессы большего числа хозяйствующих субъектов, развитие экспорта, практически не реализуются; напротив, последовательно идут процессы концентрации капитала и бизнеса вокруг и в руках государства, проводится протекционистская политика в отношении избранных индустрий и предприятий, которая снижает их конкурентоспособность и заставляет широкие слои бизнеса бороться не за повышение качества и снижение себестоимости продукции, а за льготы и увеличение барьеров на вход в индустрию. В стране поддерживается архаичное и репрессивное экономическое законодательство и стимулируется практика использования слабых, административно зависимых и коррумпированных систем правоприменения в конкурентной борьбе и в качестве коррупционного инструмента. Создается ощущение, что государство сознательно проводит политику огосударствления экономики, направленную на уничтожение существенного независимого частного капитала. Именно эта политика, а не западные санкции или падение цены на углеводороды ответственна за рецессию российской неуглеводородной экономики, начавшуюся еще в 2013 году после стагнации 2012 года и продолжающуюся и в 2017 году, – рецессии, в течение которой неминеральный экспорт из России упал на 32 %, инвестиции в основной капитал в целом по всем секторам сократились на 60 % (все в реальных долларах США) и упали ниже уровня 2006 года, средняя зарплата по стране в реальных рублях упала на 20 % и вышла на уровень 2006 года, а остатки на счетах банков в Центральном банке, которые банки не востребуют по причине отсутствия качественных направлений инвестирования, выросли в номинальных рублях в 4,5 раза.
В рамках такой политики Россия не одинока; напротив, элементы этой политики просматриваются у всех стран, попадающих с Россией в один "кластер" по соотношению подушевого производства углеводородов и доли природной ренты в ВВП. Соседями России по кластеру являются Венесуэла, Иран и Казахстан, несколько отстоит от них, показывая чуть большую долю нефти в ВВП и чуть меньшую подушевую добычу нефти, Алжир.
Взгляд на экономики обозначенных стран (низкий уровень подушевого ВВП, экономическая катастрофа в Венесуэле, связанная с популистской политикой и нарушением всех основных вышеозвученных рекомендаций, изоляционизм Ирана, сопровождающийся крайне низким уровнем жизни основного населения, архаичная экономика управляемого полувоенной диктатурой Алжира) дает нам как бы заглянуть в сценарии будущего России в зависимости от выбранного страной в этом самом будущем набора нарушаемых рекомендаций. Вряд ли хотя бы один из этих сценариев является привлекательным.
http://carnegie.ru/2017/04/19/ru-pub-68719