Неделя после путча. Какой стала новая Турция
Павел Шлыков |
25.07.16
21:35:17 |
С каждыми новыми выборами правящая в Турции Партия справедливости и развития укрепляла свою электоральную базу и все меньше нуждалась в идее евроинтеграции для мобилизации сторонников и противостояния оппонентам. Если в 2002 году, когда ПСР только приходила к власти, обещания демократических свобод были чрезвычайно важны для защиты исламистской ПСР от светской кемалистской элиты, то в 2007 году ПСР уже обладала достаточной социальной базой, чтобы развернуть репрессии против своих идеологических противников (знаменитые дела "Эргенекон", "Кувалда" и другие). Очередной выборный цикл 2011 года ознаменовал новую волну делиберализации – уголовное преследование политических активистов, ограничение свободы слова и собраний, жестокое подавление протестов. Совпавшие по времени с избирательной кампанией 2015 года теракты окончательно вернули Турцию в репрессивные времена начала 1980-х годов.
На этом фоне масштабные репрессии последних дней уже выглядят как логичное продолжение этой тенденции – либеральные реформы окончательно свели только к тем, которые выгодны правящей ПСР, то есть к сфере военно-гражданских отношений и миграционной политики.
Самый большой успех режима Эрдогана – экономическое развитие Турции (годовой рост составлял от 5% до 9,5% в 2002–2007 годах) – сегодня стал одной из главных проблем правительства. Туристический поток снижается, дефицит платежного баланса увеличивается. Желающих инвестировать в столь нестабильную страну становится все меньше.
Правительство Турции выступает с успокаивающими заявлениями о том, что подавленный путч не отразится на национальной экономике. Центральный банк говорит о готовности обеспечить банки ликвидностью. При этом курс лиры падает, из-за чего пришлось отложить запланированное снижение процентной ставки. Неудавшийся переворот встал в один ряд с другими драматическими событиями, отпугивающими потенциальных туристов.
Турция все больше выпадает из числа наиболее перспективных развивающихся экономик. Даже начавшийся процесс примирения с бывшими партнерами (Россией и Израилем), который в немалой степени был обусловлен экономическими соображениями, едва ли теперь принесет желаемые плоды из-за внутриполитического кризиса. Восстановление экономики займет не один год. Агентства Moody’s и Fitch готовятся снизить кредитный рейтинг Турции ниже инвестиционного уровня непривлекательности.
http://carnegie.ru/commentary/2016/07/25/ru-64157/j36l