Конституционный суд запретил просрочку гостайн |
14.01.13
19:09:41 |
Однако суды общей юрисдикции согласились с ведомствами и архивами, которые считают, что предельный срок вообще не подлежит применению к архивным материалам, засекреченным до 21 сентября 1993 года — даты вступления в силу закона "О гостайне". Фактически это означает, что норма о массовом рассекречивании потерявших актуальность тайн начнет применяться на практике не раньше 2023 года, а для документов СССР и первых трех лет постсоветской России предельный срок засекречивания вообще отсутствует. Такой подход делает недоступным для исследователей подавляющее количество архивных материалов советского периода.
Обратившись в КС, господин Петров просил признать примененное в его деле толкование закона "О гостайне" и основанную на нем практику судов и ведомств неконституционными. Жалоба по этому делу направлена и в Европейский суд по правам человека.
КС в итоге занял правовую позицию, противоположную выводам ВС. В определении КС говорится, что "по буквальному смыслу" оспоренной нормы 30-летний срок засекречивания подлежит применению в отношении сведений, отнесенных к гостайне "как до, так и после вступления в силу" закона "О гостайне". Впрочем, оценить конституционность правоприменительной практики Верховного суда, которая в последнее время уже приводила к прямой конфронтации позиций высших судов, КС на этот раз отказался, сославшись на то, что такая проверка "с учетом фактических обстоятельств конкретного дела к компетенции КС не относится". Тем более что "сама по себе эта норма направлена на сохранение баланса между обеспечением безопасности государства и правом граждан на получение информации и не может рассматриваться как нарушающая права заявителя в данном деле".
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2104403