"Большинство россиян до сих пор не могут понять: великой России уже давно нет"
Владимир Четвернин |
07.05.15
23:50:24 |
Вообще в системе, которая движется от демократии к тоталитаризму, не может быть Конституционного суда в смысле правовой культуры. Попытка установления конституционного порядка в России бессмысленна, ибо пока существует русская система – средневековая и принципиально нереформируемая, немодернизируемая, здесь не может быть Конституции. Напомню анекдот: "Путин не нарушает Конституцию, он просто ею не пользуется". Но в действительности не совсем так: Конституция в России – это то, как ее понимает один человек, потому что русская система – принципиально моноцентрична. А Конституционный суд в этой системе – "пятое колесо", не просто так их сослали в Петербург. Хорошо, что их сюда сослали, а не в солнечный Магадан.
– Сейчас и вовсе ходят разговоры об отмене "особых мнений" для судей КС РФ.
– Правильно, системе не нужны никакие "особые мнения", достаточно мнения начальника. В связи с этим я вспомнил, как бывший судья КС Николай Витрук сказал мне про судью Кононова: "Толя Кононов – правозащитник, а правозащитник не может быть судьей Конституционного суда!" Так что в России быть правозащитником – это противостоять государству, а судьи – люди государевы, правозащитниками они быть не могут. Это могут быть честные люди, но они государственники, и они не могут противоречить государю, с его пониманием конституции.
– И что дальше ждет нашу судебную и правовую систему?
– Ничего не ждет. Вопрос должен быть о том, что ждет в целом эту российскую систему. А она развалится на куски. Как только окажется, что ресурсов управления в центре уже мало, тут же все местные элиты растащат российское пространство по своим углам и под более надежные крыши: что-то отойдет Китаю, что-то к США, что-то к Турции. А Москва и Санкт-Петербург будут самыми восточными регионами Евросоюза. России, может, не будет уже через несколько лет. По большому счету ресурсы кончились.
– К чему тогда готовиться россиянам?
– У культуролога Андрея Анатольевича Пилипенко я прочитал очень умную фразу: "Когда погибает культура, то это не значит, что погибают люди. И трамваи будут ходить, правда реже". На месте разрушившейся культурной системы будут строиться новые. И тогда молодым людям, готовым создавать новое, откроется широчайшее пространство возможностей. Россияне еще не поняли этого. Один американский психолог выделяет пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Большинство россиян до сих пор не могут понять: великой России уже давно нет. В стадии гнева люди ищут в своих бедах вымышленных врагов, обвиняют их во всем…
http://novayagazeta.spb.ru/articles/9670/