root.elima.ru
Мертвечина
Дневник › 30 июня 2016 года [1]
Три степени ущерба

Екатерина Шульман
30.06.16
10:00:16
Что делает законотворчество быстрым и почему полуавтократии умножают законы? Причин тому три – две плохие, одна скорее хорошая.
Первая причина нездоровой законодательной производительности носит общий политический характер и свойственна не только современному российскому политическому устройству. Нестабильная правовая среда как таковая выгодна государству и невыгодна гражданину. Государство – имплементатор любого нового закона. Каково бы ни было его содержание, какая-то часть административного аппарата станет трудиться над реализацией и карать за его нарушение. Любой новый закон – это новые полномочия и новые ресурсы.
Во-вторых, система принятия решений, будучи закрыта от внешнего мира и доступна только сужающемуся кругу акторов и групп влияния, действует по принципу скорости и секретности: принятое решение должно быть внезапным и неожиданным. Соответственно, к процессу выработки решения, в том числе законодательного, не будет иметь доступ ни независимая экспертиза, ни общественное мнение. Выйдя в свет, решение это довольно часто оказывается не тем, что ожидали сам инициаторы, последствия его внедрения представляют собой фестиваль перманентных сюрпризов, и возникает нужда в немедленной доработке.
Третья причина, которую с некоторой натяжкой можно назвать светлой стороной парламентской ударности, состоит в следующем. Во многих автократиях, близких по своему типу России (латиноамериканских и ближневосточных), все актуальные вопросы политического бытия решаются декретами или указами главы государства, а парламент играет действительно декоративную роль – не в том смысле, что он "ничего не решает", как у нас принято говорить, а в том, что ему нечего решать – нет нужды в новых законах. У нас "указное право" относительно слабо развито, число и значимость вопросов, решаемых указами президента, снижается от ельцинского правления к путинскому (см., например, Thomas Remington, Presidential Decrees in Russia: A Comparative Perspective, 2014). Действующий президент вопреки картине единоличной державности, рисуемой пропагандой, на практике предпочитает коллективные формы управления и распределение ответственности по всей административной пирамиде.
http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/06/29/647153-stepeni-uscherba
‹‹‹ 2016›››
‹‹‹ Июнь›››
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
elima.ru internet IT javascript PHP root.elima.ru авария армия архитектура афоризм вещи видео Владимир Владимирщина война выборы ГБ государство грядущее демократия деньги дизайн документ досуг жизнь здоровье идеология импорт инициатива иностранное интервью искусство история Кавказ карикатура катастрофа кино коррупция красота криминал культура либерализм литература медицина модернизация мораль Москва МСУ музыка мысли насилие наука находка национализм образование общество оппозиция оружие ошибка персона погода подарок покупка полезное полемика политика полиция потеря поэзия права‍ человека право правосудие праздник природа проблема производство происшествие протест психология расследование революция реклама религия сарказм сатира свобода связь сервис скандал смерть СМИ социализм социология спорт ссылка стиль строительство тайны террор техника технологии торговля транспорт Украина философия фото Церковь цитата экономика экспертиза экстремизм энергетика юбилей юмор