Демонтаж партии власти оказался невозможным по двум причинам. Первая – личная позиция Владимира Путина. Президент неоднократно публично называл «Единую Россию» главной и необходимой опорой власти, политически ответственной и зрелой элитой. Для Путина «Единая Россия» – проверенный и незаменимый элемент политической конструкции, требующий однозначной поддержки самого высокого уровня.
Неслучайно президент посещает партийные съезды, несмотря на электоральные риски, и не боится лишний раз ассоциироваться с «Единой Россией». Нынешний съезд не стал исключением. Выступление Путина не оставляет никаких сомнений – партия как институт сохранит свое место. «Необходимо обеспечить консолидацию вокруг долгосрочного движения "Россия, вперед"», – заявил президент, давая понять, что российская власть и дальше будет консолидироваться вокруг «Единой России».
Вторая причина банальнее – любой партийный или надпартийный проект, претендующий на то, чтобы стать альтернативой «Единой России», гораздо опаснее для режима, чем сохранение статус-кво. В Кремле сложилось устойчивое представление, что у «Единой России» есть свой прочный электорат – примерно 30%, который может пополняться колеблющимися.
Этот тезис подтвердил очень своевременный опрос ВЦИОМ, явно приуроченный к съезду: две трети населения считают, что в стране должна быть партия власти, а ее потенциальный электорат составляет около 60%. Ни одна другая партия, ни один другой проект тут не смогут конкурировать – это доминирующая точка зрения в Кремле, где склонны недооценивать среднесрочные политические риски партии власти. Партии-спутники «Единой России» могут появляться и исчезать, но они никогда не смогут претендовать на место партии власти.
https://carnegie.ru/commentary/80408