Конституция не может отнять права и пенсии и не может никого защитить
Кирилл Рогов |
18.01.20
21:31:19 |
Раздражение и усталость понятны. Но в посте Навального есть и те содержательные ошибки, которые нельзя пропустить, как мне кажется. Навальный пишет, что конституция 1993 г. «омерзительна», с ее помощью у нас украли права и пенсии, и нечего ее защищать, потому что она никого не защитила.
Конституция – это просто текст. Он не может отнять права и пенсии и не может никого защитить. Наоборот, весомость этого текста определяется только тем, насколько его готовы защитить люди. И никогда не будет такой Конституции, которая будет лежать себе на подушке в переплете из варановой кожи и всех защищать, а люди будут только тихо есть огурцы и смотреть в компе порнуху и сериалы.
Ельцинская конституция 1993 г. ничуть не «омерзительна». Напротив, она полна идей наиболее демократической эпохи во всей тысячелетней истории России, лишь местами подпорченных следами политической борьбы своего времени. Но даже в своем несовершенном виде она дает возможность построения вполне демократической системы власти.
Хотя многие ее обзывают супер-президентской, это не вполне справедливо. Так, например, в рамках этой конституции Россия прожила почти полгода в режиме президентско-парламентской республики в 1998-99 г., когда слабый Ельцин вынужден был согласиться на правительство, фактически сформированное анти-ельцинской Думой (правительство Примакова). Полгода в России на практике действовала «французская модель». И это демонстрирует нам, что реальное содержание конституции определяется лишь частично ее текстом, но в еще большей степени тем, какие идеи этого текста готовы защищать люди и организованные политические группы.
Конституция – это набор идей. И в ельцинской конституции отражен тот базовый набор идей, без которого не существует современная демократия. И именно этот круг идей является сегодня объектом атаки Путина. Разделение властей, независимость судебной власти, сменяемость власти исполнительной, свобода передвижения и интегрированность в большой мир, международное, трансграничное и «не-суверенное» понимание основных прав человека и принципов справедливости. Все это там есть. И именно это хотят защитить те, кто призывает выйти в воскресенье на защиту конституции.
Никто иной как граждане России, все мы, включая Алексея Навального, не сумели защитить это прежде. (И теперь так строптиво перекладываем вину за это на одного Ельцина.) И странно перечить тем, кто хочет это сегодня защитить и поддержать. Алексей Навальный имеет то положение в российской политике, которое имеет, именно потому что в ситуациях, когда казалось, что ничего невозможно сделать, он убеждал, что это можно и нужно делать. Зачем же теперь кидаться раздраженными постами в тех, кто пытается сделать то же самое?
Политик, на самом деле, это не тот, кого поддерживают люди, а тот, кто имеет сильный голос, дающий людям чувство, что этот сильный голос поддерживает их.
Алексей, было бы здорово, если бы ты был на Пушкинской в воскресенье. Это было бы круто. Извини.
https://echo.msk.ru/blog/rogov_k/2572881-echo/