Дефицитный товар
Лев Рубинштейн |
11.06.17
07:48:50 |
Понятно, что достоинство – это довольно размытое понятие, заключающее в себе разные значения.
Я же говорю о конкретном достоинстве, о человеческом. То есть о СОБСТВЕННОМ достоинстве.
И в этом словосочетании каждое из двух слов является ключевым. И каждое из них без другого теряет всякий смысл.
Слово "собственное", разумеется, может трактоваться в каждом индивидуальном случае по-разному. Для кого-то "собственное" может означать, допустим, "семейное". Для кого-то – "профессиональное". Для кого-то – "гендерное". Впрочем, "мужским достоинством" называют иногда нечто совсем другое. А впрочем, почему совсем другое? Для кого-то это вполне может оказаться основным объектом самоидентификации и предметом гордости, почему нет.
Так или иначе, но достоинство может быть только собственным и никаким другим. И право каждого на собственное достоинство – что бы под ним ни понималось – неотъемлемо.
А если твое достоинство не собственное, а коллективное или, что бывает еще чаще, и вовсе чужое, то это вообще никакое не достоинство, а что-то другое.
Я готов уважать любые чувства, кроме, пожалуй, чувства ненависти по отношению к моим чувствам.
Особенно я готов уважать в любом чувство собственного достоинства. Но только если это достоинство действительно собственное.
"Не надо абсолютизировать право на собственность", – так или примерно так сказанул недавно кто-то из чиновников в контексте дискуссии о пресловутой "реновации".
А вот именно что надо! Потому что "собственное" – идет ли речь о жилье или о "всего лишь" достоинстве – это не только экономическая или политическая категория. Это категория прежде всего нравственная. И лишь ясное и всеобщее понимание ее неотчуждаемости от конкретного и отдельно взятого человека способно хоть как-то цементировать общество в современном понимании этого слова.
http://www.inliberty.ru/blog/2601-Deficitnyy-tovar