root.elima.ru
Мертвечина
Дневник › культура [13]
Ольга Боисовна Любимова

Министр культуры РФ
23.01.20
08:42:07
Восстание охранников

Максим Трудолюбов
05.05.19
08:48:29
То, что Горбачев и Цой – иностранные агенты, и то, что интернет – машина проникновения ЦРУ в каждый дом, – приметы особого мировоззрения. Это взгляд знатока, близко знакомого с устройством мира. Устройство, впрочем, простое: миром правит голый интерес. Все в мире делается, поскольку кто-то заплатил, чтобы добиться чего-то конкретного. За деньги можно, как выясняется, даже совершить величайшую геополитическую катастрофу века, то есть разрушить СССР (дорого ли стоил тогда СССР?).

Люди, привыкшие быть агентами – то есть силой, работающей на хозяина, – видят и в других только агентов. Их беда в том, что, потеряв хозяина, они потеряли ориентиры, их сознание поплыло. Так что их поиски веры, возможно, вполне искренни, хотя и бесплодны, поскольку за верой они недалеко ходили. В их вере сплетаются левая критика буржуазной демократии из советских учебников, конспирология уровня среднего офицерского состава КГБ 80-х, экономический детерминизм, усвоенный на горьком опыте 90-х, и просто бесконечные часы болтовни между людьми, которые мало учились, но у которых много времени.

Охранники сидят в прихожей каждого офиса. Если взять их и пригласить в администрацию президента, мы не почувствуем разницы: философия прихожей останется та же. "Охранники", поднявшиеся на нефти, теперь восстали. Они хотят докричаться до мира, доказать высокомерным "западным партнерам", которые все постсоветские годы смотрели на российскую элиту сверху вниз (главная обида со стороны наших и главная глупость со стороны западных лидеров), что вся западная культура – только верхний слой, который, ну да, местами дорого выглядит, там, где позолота еще не стерлась. А вот внизу, под покровами, – те кривые и прочные камни, на которых мир на самом деле стоит. И мы вот эти камни вам покажем, говорят охранники. Там голая правда – жесткий интерес, око за око, человек человеку волк и т. п. Как это сочетается с публичными разговорами о консервативных христианских ценностях? Да никак. Перед нами ведь не мысль, а обрывки разговоров, вытащенных из кагебешного подполья. Последовательности тут быть не может. Сплошь – противоречия.

Стремление сорвать покровы культуры, под которыми скрыта "правда жизни", прорывается в том числе и в выступлениях президента Путина постоянно. Только это "восстание охранников" – чистейшее варварство. Культура, несмотря на тонкость слоя, – единственный плодородный слой, из которого хоть что-то растет на этой земле. Никаких "камней", в смысле "основ", к которым нужно возвращаться, просто нет – будешь бурить и бурить вниз, пока не добуришься до адова подполья. Живое доказательство тому фундаменталисты всех мастей. Это люди, которые провозглашают возвращение к "основам" и доходят до глубочайшего варварства.

Нужно уметь защищать культуру, хотя это трудно или невозможно. Кто-то должен быть созидателем, то есть продолжать дело тех, кто слой культуры наращивал в предыдущие десятилетия и даже, скажем прямо, века. С трудом верится в то, что кто-то из современных западных политиков понимает, с чем столкнулся. Есть ли на Западе люди, осознающие, что нашу общую основу – культурную – нужно защищать? Охранники из прихожей бьют по культуре, как бы выспренно это ни звучало, и пока не встречают сопротивления.
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/05/03/maksim-trudolyubov-vosstanie-ohrannikov
Куда летишь, кукушечка
08.12.18
09:28:18
9 кругов ада

Данте Алигьери
22.07.17
22:10:27
Как правильно

ГОСТ 8.417-2002
06.01.16
19:52:35
8.2 Буквенные обозначения единиц печатают прямым шрифтом. В обозначениях единиц точку как знак сокращения не ставят.
8.3 Обозначения единиц помещают за числовыми значениями величин и в строку с ними (без переноса на следующую строку). Числовое значение, представляющее собой дробь с косой чертой, стоящее перед обозначением единицы, заключают в скобки.
Между последней цифрой числа и обозначением единицы оставляют пробел.

Правильно: 100 kW; 100 кВт; 80 %; 20 °С; (1/60) s-1.
Неправильно: 100kW; 100кВт; 80%; 20°С; 1/60/s-1.

Исключения составляют обозначения в виде знака, поднятого над строкой, перед которыми пробел не оставляют.
Правильно: 20°.
Неправильно: 20 °.
Миф о грязной Европе
06.09.15
16:28:23

Сегодня все мы стали рабами стереотипа, мифа, согласно которого западноевропейские путешественники 17 века побывав на Московии дико диву дивились, что на Московии бани повсеместно распространены, в то время как сама Западная Европа ходила грязная завсегда и отродясь не мылась, чем даже гордилась.

Якобы принцы да принцессы ихние друг перед дружкой ходили павлинами да хвалились, кто из них менее всего с мылом в своей жизни встречался, и дико престижно было быть мытым единожды и то вынужденно – в момент крещения.

Это, конечно же, ложь, сказка, вымысел.
http://fakeoff.org/culture/mif-o-gryaznoy-evrope
Быков о Довлатове

"Русский пионер", №57, сентябрь 2015 года
06.09.15
16:00:12
Раньше я относился к Довлатову спокойно, и массовый психоз вокруг него был мне непонятен. Сегодня я отношусь к нему прохладно – более ярких эмоций он вызвать не может, – а к его неумеренным поклонникам – с отвращением. В принципе, писатель за поклонников не отвечает (или отвечает в очень малой степени), но случай Довлатова – особый. Он легитимизировал и наделил нешуточным самомнением целый класс людей, и людей чрезвычайно противных, шумных. Именно эти люди, заслышав критику в адрес своего кумира, немедленно набрасываются на критика с визгом "Это зависть!" или "А ты кто такой?". В принципе, их нервозность понятна. Они сознают, что Довлатов был и остается в статусе полуклассика, весьма шатком, и статус этот у него появился не благодаря качеству текстов, а благодаря энтузиазму определенной читательской группы, сильно выросшей за последнее время. Эта публика – суррогат советской интеллигенции, то, что от нее осталось после девяностых, когда лучшие уехали, а остальные деклассировались. В двадцатые годы у нас шли сходные процессы, и самым популярным писателем был тогда Малашкин (не путать с Малышкиным), или скромный, отнюдь не бездарный бытописатель Пантелеймон Романов, или эмигрант-порнограф Каллиников (он пишется именно так, не беспокойтесь). Бабеля как раз считали настоящим порнографом, а Зощенко – грубоватым юмористом, пишущим на потребу невзыскательного пролетария и пошлого мещанина.

Довлатов, в принципе, безвреден, поскольку утоляет потребность обывателя в высоком, а удовлетворять ее обязательно надо: лучше пусть читают Асадова, чем слушают "Ласковый май" или, не дай бог, впадают в фошызм. Нужны, однако, люди, которые бы напоминали обывателю, что удовлетворение его потребностей не есть главная задача литературы; что байка – дембельская, морская или эротическая – не высший жанр прозы; что теплохладность, как мы помним, никогда не была христианской добродетелью! ("О, если бы ты был холоден и горяч! Но поскольку ты тепл, то изблюю".) В прозе Довлатова нет ни стилистических, ни фабульных открытий; ни оглушительных, переворачивающих сознание трагедий, ни высокой комедии, ни безжалостной точности, ни сколько-нибудь убедительного мифа. Это среднесоветская (почему и популярная именно в постсоветской России) хроника скуки и раздражения – двух главных довлатовских эмоций, – охва­тывающих обывательскую душу. Ни тебе порывов и прорывов, ни отчаянного самобичевания, ни даже подлинного разрушения, серный запах которого обдает читателя с каждой страницы Венедикта Ерофеева; Довлатов и саморазрушаться по-ерофеевски не может – за каждым запоем следует очередной "Компромисс". Собственно, таких компромиссов у Довлатова чем дальше, тем больше; характерная черта второсортных, слабых талантов – их неуклонная деградация. "Зона" написана на уровне хорошего шестидесятнического реализма, и появиться в печати ей помешал только стойкий советский запрет на описание собственной пенитенциарной системы: это дозволялось только своим, в ограниченном количестве и с непременным исправлением в финале, лучше бы со свадьбой. Кстати, и "Зона" поражает тем, что нет в ней ни шаламовского вопрошания о человеческой природе, ни солженицынской точности в деталях (Солженицын так описывает голод, что редкий читатель удержится от срочного поглощения куска черного хлеба с солью): это именно байки о тюряге и казарме, которые имеют широкое хождение среди русских читателей. Довлатов внушил этому русскому читателю, что каждый рассказчик таких баек, в меру веселых, в меру страшноватых (никогда не жутких!), и сам может написать нечто подобное – никакие аховые способности для этого не нужны, трави знай. Но следующие тексты Довлатова – особенно последние, написанные уже на Западе, – поражают падением и того весьма скромного таланта, какой у него был: брайтонские байки скучнее зековских и армейских. "Иностранка" – пример неудачной попытки угодить самому невзыскательному читателю: это написано так претенциозно и при этом так плохо, что даже люди, отказывающие Довлатову в культовом статусе, читают этот текст с чувством легкого стыда за нелюбимого автора. Оба "Соло" – на ундервуде и на IBM – опять-таки демонстрируют вырождение жанра: байка уже не прикидывается новеллой, поскольку для новеллы требуется и тщательно прописанный контекст, и острая фабула, и внезапная развязка, – нет, читателю предлагается обычный похмельный треп, и какая читателю разница, что каждое слово в этом трепе начинается с новой буквы, ни разу не повторяясь? Ну а повторялась бы она, – что, проза Довлатова стала бы музыкальнее или глубже? Его своеобразная епитимья, по выражению Андрея Арьева, – ни разу не начинать слова в одном предложении с двух одинаковых букв – могла создать у самого Довлатова ощущение творческого поиска и даже интеллектуального труда; но читателю от этого ни жарко, ни холодно.

Довлатов не напрягает ни себя, ни читателя: это идеальное отпускное чтение, и вред от него, в общем, только один. Это чтение завышает читательскую самооценку. Читатель не просто думает, что он читает литературу (тогда как он читает полную самоповторов брайтонскую беллетристику, ласкающую вечно напряженные эмигрантские нервы), – нет, он получает своеобразную легитимацию собственного бытия. Оказывается, его "обывательская лужа", как называл это Блок, может быть предметом словесности! Его запои (никогда не слишком долгие), конфликты с начальством, трусливые измены себе и жене – все это проза, страдания, жизнь, причем вполне достойная увековечения! Оказывается, похмельное страдание – тоже страдание, и родственное чувство к брату – тоже великое чувство, и ежедневная внутренняя борьба жадности и скуки, и жажда начать новую жизнь, и разрывание между женой и любовницей – все это можно воспеть, да как изящно! Беда, однако, в том, что Довлатов не только пытается дотянуть анекдот до уровня литературы, но и серьезные, трагические вещи низводит до анекдота: какую серьезную прозу можно было бы сделать из истории с перепутанными покойниками или со съездом лагерников! Но Довлатов как от огня бежит от сильных эмоций и серьезных мыслей – от того, что делает литературу литературой. Что в нем по-настоящему трогательно, так это то, что он на свой счет и не обольщался. Но он и не поднимался до высот подлинной, отчаянной ненависти к себе: все – на уровне обычного кокетства. Да, вот я такой, непутевый, часто пьяный, небритый, нехороший. Но ведь я все понимаю про себя! И лучше пить, чем делать советскую карьеру и печатать советскую лживую прозу (что Довлатов тоже постоянно пытался сделать, но, к счастью, получилось только раз – в "Юности").

Довлатов – типичный писатель с записной книжкой, заносящий туда чужие анекдоты, понравившиеся остроты и комические положения. Но хорошему писателю, честно говоря, записная книжка не обязательна (единственное известное мне исключение – Чехов, выдумывавший так много сюжетов, что был риск их забыть; да и то – в зрелые годы он без этого подспорья обходился). То, что хорошо, – и так запомнится, а мелочами не стоит отягощать ни память, ни литературу. Довлатов же – именно коллекционер мелочей, и потому его прозу так приятно перечитывать: она забывается. Впрочем, в памяти и по втором прочтении задерживаются несколько бородатых острот и общее ощущение похмельной тоски, компенсируемое, впрочем, самоуважением. Пью, а не в партию вступаю!

Тому, кто знает контекст петербургской – ленинградской – прозы семидесятых, восхищение Довлатовым смешно. Понятно чувство Валерия Попова, сказавшего однажды: "При жизни Довлатов на меня снизу вверх смотрел, а после смерти зазнался". В одной этой фразе больше цинизма и юмора, чем во всей прозе Довлатова (и зря Попов взялся писать его биографию для ЖЗЛ – несоответствие масштабов и ролей слишком очевидно: не Попову бы писать про Довлатова, – но Довлатов умер на самом рубеже девяностых, не успев вместе со всей советской литературой пережить страшный кризис безвременья). Тем, кто знает о фантастической изобретательности, музыкальности и свободе Житинского, кто помнит сентиментальность и жестокость Попова, отчаяние безумного Рида Грачева, страшноватые притчи Нины Катерли, да хоть бы и лаконизм Веры Пановой, у которой Довлатов служил секретарем и многому научился, – смешны разговоры о феномене Довлатова. В своем поколении он был из крепких середняков. А уж на фоне петербургского андеграунда с его ненаигранным, подлинным безумием он симпатичен именно нормальностью, – но нормальность хороша в человеческих отношениях. А в литературе она превращается в посредственность – которая и ласкает слух верного слушателя довлатовских баек. Все это уже, впрочем, довольно убедительно изложил Веллер – рассказчик куда более виртуозный, сочинивший, однако, помимо "Легенд Невского проспекта" несколько томов серьезной новеллистики и три отважных экспериментальных романа. Но Веллер требует от читателя диалога, сотворчества, усилия, – а Довлатова можно почитывать, лежа в гамаке, на верхней полке либо на пляжном полотенце. Читатель, конечно, нипочем не отдаст своего главного наслаждения – слезной радости от самоидентификации, от ненавязчивого отождествления с героями Довлатова, у которых не бывает ни подлинных трагедий, ни захватывающих радостей, ни интеллектуальных озарений. Посредственности становятся страшно агрессивны, защищая своих кумиров.

Сам Довлатов, конечно, в этом мало виноват, – повторяю, чтобы не обидеть его тень. Он свое место в литературе сознавал. Но и сознаваясь в этом – кокетничал, надеялся на опровержение: что вы, вы настоящий, вы лучший! И этот хор обывателей, по-моему, – самая горькая участь, которой может сподобиться писатель в России.

А что его Воннегут похвалил, так ведь писатель любит хвалить тех, кто слабей. С посредственностями надо дружить. Они люди опасные, когда их много.
Довлатова я могу периодически перечитывать, а Быкова – нет...
Путин заявил о невозможности «перекодировать» Россию
12.06.15
23:34:22
Президент Владимир Путин на церемонии вручения госпремий за достижения в области науки и технологий, литературы и искусства заявил, что идеи патриотизма настолько сильны в России, что никому не удастся "перекодировать" нашу страну.

"Эти идеалы патриотизма настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы. Нас невозможно отлучить, оторвать, изолировать от родных корней и истоков", – считает Путин.
http://top.rbc.ru/society/12/06/2015/557aaa139a794719accb34c8
Это такой способ мышления параноика.
Если упоминается перекодирование, значит такая возможность живёт в мыслях пациента.
Значит попытки перекодирования неизбежны. Значит этим попыткам следует противостоять.
А как?..
Неустанно проводить правильное кодирование.
Ограничить возможности для свободного распространения сомнительной информации...
Пословицы и поговорки

Полные версии
25.11.13
21:47:09
Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Бедность – не порок, а гораздо хуже.
В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.
Везет как субботнему утопленнику – баню топить не надо.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол как сокол, а остер как топор.
Голод не тетка, пирожка не поднесет.
Губа не дура, язык не лопатка, знает, что сладко
Два сапога пара, оба левые.
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.
И делу время, и потехе час.
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.
Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
Лиха беда начало – есть дыра, будет и прореха.
Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Не все коту масленица, будет и пост.
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается – под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рука руку моет, да обе свербят.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Собаку съели, хвостом подавились.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так
Не все коту масленица, будет и пост.
Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.
Анатолий Наумович Рыбаков

Он же Эрих Мария Ремарк
08.10.13
18:21:27
‹‹‹ 2024
‹‹‹ Май
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
elima.ru internet IT javascript PHP root.elima.ru авария армия архитектура афоризм вещи видео Владимир Владимирщина война выборы ГБ государство грядущее демократия деньги дизайн документ досуг жизнь здоровье идеология импорт инициатива иностранное интервью искусство история Кавказ карикатура катастрофа кино коррупция красота криминал культура либерализм литература медицина модернизация мораль Москва МСУ музыка мысли насилие наука находка национализм образование общество оппозиция оружие ошибка персона погода подарок покупка полезное полемика политика полиция потеря поэзия права‍ человека право правосудие праздник природа проблема производство происшествие протест психология расследование революция реклама религия сарказм сатира свобода связь сервис скандал смерть СМИ социализм социология спорт ссылка стиль строительство тайны террор техника технологии торговля транспорт Украина философия фото Церковь цитата экономика экспертиза экстремизм энергетика юбилей юмор